АФРОДИТА КАК АНИМА МУЖЧИНЫ
Анима (и Анимус) всегда связаны с другим, в человеке и в его окружении, в партнере противоположного пола. Потому так особенно важен оказывается опыт переживания контакта с этой частью нашей души. Когда мы проецируем Аниму (или Анимус) на другого человека, он или она кажутся нам кем-то большим и значимым лично для нас. Поскольку речь идёт о "
психических компонентах, лежащих ниже порога сознания"
, то влияние архетипов другого пола оказывается для нас мало осознанным и мало различимым для окружающих. Это наши "психопомпы"связывающие сознание и бессознательное.
Анима у мужчины, как полагают, всегда содержит в себе некий оптимизм, дает импульсивность, способность идти навстречу другому. При этом она представляет собой архетип самой жизни (за Анимусом Юнг видел "архетип внесения смысла"). Неудивительно, что архетип Афродиты в очень большой степени близок и соответствует смыслу Анимы (и ее функции Эроса). Потому идеальная возлюбленная мужчины так часто несет черты Афродиты (не только ее, но это особенно яркий компонент), потому такой фееричной становится проекция Афродиты - Анимы на реального человека. Я бы предположила, что мужчина всегда видит Афродиту - Аниму в любимой женщине.
МУЗА
Анима тесно связана с творческими способностями мужчины. Ее могут проецировать на реальную женщину, которая становится Музой для поэта или художника. Известно, что Афродита даровала вдохновение поэтам, музыкантам, художникам, скульпторам. Так же и женщины, в которых силен этот архетип, и/или на которых проецируется Анима - Афродита мужчины играют роль муз для творческих, умных и образованных людей.
Поистине храмами Афродиты были светские салоны умных, прекрасных и фривольных женщин XVIII - XIX вв. Эти собрания красивых женщин, светского происхождения и нетяжелого нрава, привлекали самых разных людей. Здесь развивались романы и завязывались интриги, слушались гениальные произведения и спонсировались бедные таланты, составлялись политические заговоры и вершились судьбы страны (иногда лишь в смелых фантазиях). Хозяйки салона чрезвычайно дорожили своей репутацией - выбор угощений и собственный туалет должны были быть на высоте. Гости должны удивляться и радоваться, восхищаться и наслаждаться. Все обязано быть на высшем уровне, иначе этому салону могут предпочесть другой. Это было владычество муз и красоты, "государство в государстве"и "царство женщин".
Лучшие из куртизанок всех времен и народов, так называемых "дам полусвета", славились не только красотой тела и профессионализмом любовных ласк, но и образованностью, музыкальными, поэтическими, художественными талантами. Такая дама должна была не просто удовлетворить мужчину телесно, но и очаровать его ум и эмоции. Они принимали на себя роль его Анимы, служительницы (олицетворения) искусства - музы.
"ШЛЮХА"
Широко известный "комплекс девственницы и шлюхи"связан именно с существованием - и противопоставлением - архетипа Афродиты и Гестии в Аниме мужчины. Все существующие, или встречаемые, женщины подвергаются проекции лишь этих двух архетипов, каждый из которых выражается крайне предельно и примитивно. И пока мужчина не увидит, что в одних и тех же женщинах сочетаются разные образы и архетипы, или - что еще лучше, но более невероятно - поймет, что это его собственные фантазии и проекции, он будет искать крайностей.
Впрочем, некоторые мужчины очарованы именно этой разновидностью архетипа Афродиты, так называемой Афродиты Пандемос ("всенародной"). Они ищут женщин, которые в наибольшей степени ему соответствуют. И на словах могут даже "презирать"всех остальных. Стоит ли говорить, что в одержимости своей Анимой, они сами становятся мужчинами - Пандемос, неспособными устоять ни перед одной юбкой… Или становятся особенно требовательны к своим партнершам, считая, что те должны знать и виртуозно владеть всеми позами Кама-сутры, не ощущая ни малейшего неудовольствия или сомнений. Они хотят спать с "богинями секса", ни больше, ни меньше. В этом случае мы также можем говорить об одержимости Анимой.
МАТЬ - ЛЮБОВНИЦА
Восприятие матери как идеального образа желанной женщины мы также отнесет к Афродите - Аниме.
Мы можем выделять "материнский комплекс"в самой Аниме или же рассматривать его строго отдельно от отношений с равными партнершами, оставив Аниме лишь таинственных Невест и яростных Сестер. Но как правило это не очень хорошо работает.
Конечно, "материнский комплекс"(по Роберту А. Джонсону он включает в себя воспоминания о реальной матери, архетип Всеблагой матери и архетип Ужасной матери), во всяком случае, две его последние части, является частью Анимы и значительно влияет на отношения с реальными женщинами, перемешиваясь с образами тех же Невест и Сестер.
Но Афродита это Возлюбленная, и веря в глобальность "эдиповой стадии"или же не доверяя этому, мы в любом случае признаем, что образ Женской Любви в мужчинах, так или иначе, будет связан с фигурой Матери.
Поскольку реальная мать обычно является недоступной возлюбленной, то образ идеальной Матери - Возлюбленной может проецироваться на других женщин.
Это могут быть женщины реально более старшего возраста, даже близкого к возрасту матери. Или же дамы, которые в нужный момент сумели высоко оценить и ласково приветить мужчину. Такая женщина может стать особенной в жизни мужчины.
Вспомним историю Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарнэ. Она была старше его всего на шесть лет, а в нужный момент (и как бы случайно для себя самой;кто бы мог подумать, кем окажется в будущем этот человек) ободрила молодого военачальника.
Позже он вспоминал:
"Вследствие моего характера я был невероятно робок и застенчив в обществе женщин. Мадам Богарнэ была первая, которая немного ободрила меня. Однажды, когда я был ее соседом за столом, она наговорила мне лестных вещей по поводу моих военных способностей. Эти похвалы опьянили меня. Я после этого говорил только с ней и не отходил от нее ни на шаг".
В таких историях мы также видим влияние архетипа Афродиты.
Афродита. Афродита Капитолийская. Афродита из Арля. Римские копии с греческих оригиналов Каллимаха и Праксителя
РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ
РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАНИЕ
Пробуждая архетип Афродиты, родители могут воспитывать девочку как маленькую принцессу, наряжая в самые чудесные платьица или вдохновлять на творческие подвиги, вроде чтения стихов или исполнения песенок перед гостями. Если этим занимаются оба любящих родителя, тогда девочка вырастает в атмосфере дружелюбия и принятия. Иногда это результат тщеславных стараний одного родителя.
Например, матери, которая хочет, чтобы девочка воплотила ее мечту о ребенке или фантазии о "детстве, которого у нее не было".
Или отца, который потерял свою жену (или она давно отстранилась от него эмоционально) и теперь воплощает в дочери какой-то сказочный идеал. Навязывая ребенку роль "маминого (или папиного) солнышка"родители требуют, чтобы девочка всегда выглядела довольной, радостной и счастливой, в противном случае ее упрекнут в злостной неблагодарности. Родители также могут желать славы и известности, буквально "пропихивая"своего ребенка на сцену или подиум, мучая с ранних лет дисциплиной, тренировками и многочасовыми бдениями перед зеркалом в руках парикмахера или визажиста.
Маленькая девочка, в которой уже пробудилась и царствует Афродита, это смесь очарования и наивного кокетства, игривости и непосредственности. Ей нравится быть в центре внимания. И либо ее поощряют в этом родственники - наряжают в хорошенькие одежки, одаривают подарками, причесывают и завивают волосики, расхваливают, надевают маленькие детские украшеньица, даже обучают пользоваться специальной детской косметикой, - либо она сама старается заполучить благожелательное или даже восхищенное внимание взрослых.
Эти девочки рано осознают свою привлекательность для противоположного пола. И с любопытством исследуют эту область человеческих взаимоотношений.
Примеры из жизни взрослых, увиденные кинофильмы или прочитанные книги - везде могут найтись примеры для подражания. В некоторых случаях, девочки, безусловно, одобряемые отцом, могут начать соперничать за роль "главной женщины в семье"с матерью.
К сожалению, бурное поощрение развития этого архетипа в девочке может привести к слишком ранней "взрослости", к переживаниям и опыту уместному в более взрослом возрасте. В том числе и к опыту травматичному, тому, что сложно адекватно понять в детстве и даже ранней юности. Часто, для того чтобы девочка слишком рано начала проявлять непосредственный (не естественно-испытательский вроде вопросов "Откуда берутся дети?") интерес к сексуальной жизни, должен найтись кто-то, кто спровоцирует ее к этому, научит, возможно, заставит. Это случается не так редко, как можно было бы подумать. И за это (или за бездействие) чаще всего несут ответственность близкие родственники.
ЛЕГКОМЫСЛИЕ
Слово "легкомыслие"применяют почти исключительно к женщинам.
Но если, говоря о женщинах, оказавшихся вдруг Безымянными Жертвами - Персефонами, обычно используют термин "преступное легкомыслие"
, то у женщины, которую ведет Афродита - это качество, как кажется, всегда "очаровательное", делающее ее еще более милой и женственной.
"Легкомыслие - лучшая мудрость жизни"- запомнившаяся многим фраза из кинофильма пост-перестроечной эпохи "Бабник".
Это девиз таких женщин. Они "живут одним днем"и стараются прожить его весело .
Легкомыслие как стойкая черта характера дает поверхностность и некоторую глуповатость. Женщины, уверенные, что за красоту и очарование им все простят, могут быть ветреными, взбалмошными, непоследовательными. Им незачем беспокоиться о завтрашнем дне - они живут здесь и сейчас. Это хорошее умение, которое нужно использовать время от времени (к примеру, оно очень бы пригодилось женщинам, в которых царит крайне разумная Афина), но как стиль жизни может привести к неприятностям.
Что бывает с "принцессой, которая не знает, на каких деревьях растут булки", когда она вдруг остается одна, без веселых друзей и средств к существованию? Что бывает с бабочками и всякими мотыльками, которые летят на слепящий и завораживающий их свет огня?
Вы сами знаете.
Примечательно, что в какие бы ситуации такая женщина не попадала, в ней обычно присутствует наивное ожидание чудесного избавления из любой затруднительной ситуации.
Иногда оно действительно приходит, но в большинстве случаев, она лишь тешит себя иллюзией (Афродита - мастерица обещать волшебную сказку), и попадает в еще большую зависимость от людей и обстоятельств.
Так девушки мечтают "окрутить олигарха"и занимаются проституцией, затем надеются заработать достаточно денег и стать юристом, в конце концов, просто дождаться лета и "слезть с иглы"…