Хатхор

Ответить

Новые темы

Фазы луны

Аватара пользователя
ЛЕЙХЕН
Site Admin
Сообщения: 4964
Зарегистрирован: Вс май 27, 2018 9:01 am

Хатхор

Сообщение ЛЕЙХЕН » Вс май 27, 2018 12:05 pm

Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра. Термин Хатор - греческий, египетское имя этой богини - Херу.
Изображение



В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии, хотя целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет). Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае. В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар.
В мифологической традиции Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гора-Сематауи,но в некоторых городах почиталась как жена Ра,а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). С ней отождествляли некоторых других богинь египетского пантеона — Ихет, Мугп, Нут. С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор). В мифе об истреблении людей Ра отправляет Сехмет-Хатхор наказать людей, прекративших повиновение богам, однако богиня демонстрирует неуправляемую жестокость, и верховный бог решает спасти человеческий род, напоив на следующий день «Своё Око» вином.

Изображение
Как и Гор, Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы, сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат.
Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи.
Древние греки отождествляли Хатхор с Афродитой. Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге подземного царства. Как «владычица прекрасного запада» в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой, а также Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.
Не спеши помогать тем, кто не просил тебя об этом. Не лезь с советами, к тем, кто их не спрашивал. Цени себя, свое слово, свои мысли…





Изображение

Аватара пользователя
ЛЕЙХЕН
Site Admin
Сообщения: 4964
Зарегистрирован: Вс май 27, 2018 9:01 am

Re: Хатхор

Сообщение ЛЕЙХЕН » Вс май 27, 2018 12:05 pm

Древние отождествляли Хатхор с Оком Ра. Когда Ра состарился, люди начали плести против него заговор. Услышав об этом, разгневанный бог наслал на них божественное Око, испепеляющий жар солнца. Око приняло образ львиноголовой Сехмет, богини войны, с которой часто отождествляется Хатхор. Она стала пожирать людей, и Ра прекратил резню, когда счел, что жертв достаточно. Чтобы положить конец безжалостному убийству, Ра пропитал поле битвы смесью пива и алого гранатового сока из тысячи кувшинов. Жаждущая мести Сехмет поверила, что это человеческая кровь, напилась красной жидкости и снова превратилась в красавицу Хатхор.

В память об этом событии на ежегодном празднике Хатхор выпивались огромные кувшины пива с гранатовым соком. Богиня также является героиней известного мифа о приносящем весну возвращении Тефнут-Хатхор из Нубии. В греческой мифологии богине Хатхор наиболее соответствует Афродита.
Изображение

"Хатхор, владычица ", упоминается в надписи Херхуфа при описании его путешествия в страну Имам (281, с. 128, стк. 11-12). Это единственное упоминание топонима не позволяет локализовать его, но дает основания полагать, что культ Хатхор уже в эпоху Древнего царства был известен в Куше в локальной ипостаси.

В стеле из Анибы (XII династия) назван Бакуэр, жрец Хатхор (273, т. 2, с. 63, col. 12-13). В стеле из Бухена времени ХII-XIII династий содержится инвокация типа htp di nsw, обращенная к "Хору, владыке Бухена, Хатхор, вдадычице [...] шк и богам, находящимся в Уауат"(266, t. VIII-5, № 1759 (010-1)). Одним из центров формирования другой локальной ипостаси Хатхор времени Нового царства был, вероятно, район Миргиссы, где обнаружено святилище Хатхор времени Нового царства. Есть основания считать, что оно функционировало здесь и в Среднем царстве, так как сооружения Нового царства были построены на остатках раннего строения. Неподалеку от святилища Хатхор была найдена стела с именем Угафа, первого фараона XIII династии (292, с. 222). Внутри помещения, сооруженного при фараонах Нового царства, были найдены четыре стелы. На одной из них Хатхор изображена как антропоморфная богиня (285, с. 64-65). На другой стеле изображена богиня Хатхор в облике женщины и в облике коровы, стоящей в зарослях папируса. Имеется изображение жрицы (женщины нубийского типа), играющей на тамбурине или танцующей перед богиней. Многочисленные предметы с изображением Хатхор свидетельствуют о том, что ей было посвящено святилище (285, с. 66) (см. также (286, с. 271)).

На одной из стел имеется надпись: "Хатхор, владычица iwkn". Ж. Веркуттер отмечает разночтения в написании топонима (294, с. 180-184), но вряд ли приходится сомневаться в том, что разница передачи - следствие особенности трансформации кушитских названий в египетском языке. Топоним "
Икен"упоминается в депешах из Семны (Среднее царство), в письме Себекура, "который в [...] икен"(2б9, t. III-7). Согласно А. Гардинеру, Икен - это Миргисса или Дабнарти (81, с. 190). К.Х. Призе в одной из своих работ выдвинул предположение что Икен, идентичное Акина Плиния (Pliny VI, 184), было названием Табо (225, с. 124). Позднее он отождествлял Икен с Атеной Плиния (Pliny VI, 181), считая ее названием Миргиссы (223, с. 322). С Миргиссой отождествлял Икен и Веркуттер (294, с. 180-184).

Следует заметить, что путь до Акины, согласно Плинию, составлял 310 миль, что при подсчете расстояния по Нилу соответствует областям между 2-м и 3-м порогами севернее Амары. Учитывая, что топоним "Икен"появляется в Среднем царстве со знаком чужеземной страны, а не города, можно предположить, что он был не названием (или не только названием) поселения, а обозначением административного района (типа Мех, Миам), в который входила Миргисса, где и был сооружен храм Хатхор Икен.

В эпоху Нового царства, в частности при фараонах XVIII династии, широкое распространение получил культ Хатхор, владычицы Ибшек. В пещерном храме Эллесиа изображен Тутмос III, который совершает ей подношения вина (53, fig. 38;70, t. XXIX). В капелле Нехи в Каср-Ибриме позади Хора Бухена изображена Хатхор, владычица Ибшек, находящаяся в [Южной] Элефантине (44, с. 38, t. 9;64, с. 107, прим. 4). В надписи на стеле, найденной в Вади-Хальфа (XVIII династия), имеется инвокация htp di nsw, обращенная к Хору Бухена и Хатхор, владычице Ибшек (Имя и титул Хатхор восстановлены издателем.) (170, № 20775). Все эти данные позволяют предположить, что, согласно местным верованиям, Хатхор Ибшек считался супругой Хора Бухена.

Вместе с тем в храме Амада этой богине поклонялись как богине египетской и ее имя сопровождалось стандартными формулами: "владычица неба, владычица сыновей бога"(93, с. 73, 80, t. XV). Наличие подобных религиозных центров при Тутмосе III наглядно показывает ход идеологической политики египетских фараонов, сочетавших трансформированные и чисто египетские культы в различных храмах Куша. Почитание локальных божеств, образованных путем видоизменения египетских богов на местной почве, сочеталось с внедрением египетских богов в храмы Куша.

Изображение

В надписях Аменхотепа II из Каср-Ибрима среди богов, стоящих в процессии перед Аменхотепом II, располагается "Хатхор, владычица Элефантины"
(44, с. 64, t. 27). В его надписях из Амады Хатхор имеет египетские эпитеты (93, с. 10, 41, t. III, XII В). Но на рельефах этого же храма при преемнике Аменхотепа II - Тутмосе IV представлена Хатхор, владычица Ибшек (93, с. 165, 168, t. XXXVII А, В). В одном случае она изображена с царем, в другом - с Уретхекау и Хнумом Эсны (?). При XVIII династии в Фарасе находилось святилище Хатхор Ибшек (64, с. 107). От этого времени здесь сохранилась поврежденная надпись, где видны только знаки nb ibsk (113, с. 85). В надписи Сетау из Фараса упоминается Хатхор Ибшек (182, Textband V, с. 182;
64, с. 106). В хорошо известном храме Рамсеса II Абу-Симбеле почиталась Хатхор Иуну (Гелиополя) (цит. по (298, с. 129)). Вместе с тем известны два изображения Хатхор, владычицы Ибшек (цит. по (64, с. 105-106)). В Малом храме Абу-Симбела также почиталась Хатхор, владычица Ибшек (62, с. 20, 106). Легенда, сопровождающая имя этой богини, стандартна (62, с. 58, 67, t. L IX). Характер ее изображения указывает на ведущую роль богини, подтверждающей право фараона на царство (62, с. 57). Хатхор Ибшек вместе с Исидой изображена в сцене коронации и обожествления царицы Нофертари (62, с. 85). Поскольку храм был посвящен царице Нофертари, явно прослеживается значение Хатхор Ибшек как богини царицы (62, с. 98).

Как и Хатхор Икен, Хатхор Ибшек (южная стена храма) поклонялись как богине в облике коровы, стоящей на возвышении в зарослях папируса (62, с. 87, t. CII). На северной стене имеется изображение царя, совершающего молитву Хатхор, находящейся в Фивах. Богиня также представлена в облике коровы (62, с. 88-89). В данном случае наблюдается характерная для храмов Куша ориентация: северная часть посвящена египетским богам, южная - их локальным ипостасям в Куше. Рассмотренные надписи свидетельствуют о том, что религиозная политика Рамсеса II в Куше была продолжением традиций, сложившихся при XVIII династии и выразившихся в сочетании чисто египетских и трансформированных культов одного и того же бога в храмах Куша. Аналогичная ситуация характерна для храмов Вади-эс-Себуа с той лишь разницей, что в нем преобладают египетские формы Хатхор. Хатхор, владычица Ибшек, упоминается здесь только один раз (95, с. 215). В других случаях Хатхор либо не имеет локального эпитета (95, с. 82, t. XXVII), либо он разрушен (95, с. 102). Почиталась также Хатхор Инит (долины - специфический эпитет Хатхор и Амона в святилищах около Дейр эль-Бахри) (95, с. 165, 204, 220, t. LIX B), Хатхор Нехет (сикаморы) (95, с. 182) (Хатхор Нехет почиталась также в скальном храме Герф Хуссейна, где она изображена вместе с Птахом в облике коровы (182, т. 3, t. 178 e).). Легенды, сопровождающие их имена в Вади-эс-Себуа, почти не сохранились. Имеются лишь надписи, сопровождающие изображения Хатхор Инит. Но фразы стандартны и не позволяют выделить особенностей, присущих отдельным ипостасям.

В Бейт-эль-Вали Хатхор Ибшек вновь изображена вместе с Хором Бухена (231, с. 24, t. 29). В Каср-Ибриме были обнаружены остатки трех статуй: сохранились статуи фараона в окружении Хатхор и Хора. Согласно надписи, Рамсес II назван возлюбленным Хором Миама и Хатхор Ибшек (44, с. 49, t. 16). Все эти примеры свидетельствуют о том, что Хатхор Ибшек сопоставлялась с местными ипостасями Хора, в основном с Хором Бухена, но, как показывает последний пример, и с Хором Миама. Вместе с тем в Куше почиталась Хатхор Дендеры, о чем, в частности, свидетельствуют рельеф и надпись храма Дерр (34, с. 49, t. XXXV).

Рассмотренные примеры показывают, что во времена владычества фараонов в Куше почитались египетские ипостаси Хатхор, в частности Хатхор долины, Хатхор сикоморы, Хатхор Дендеры. В самом Куше сложились две местные ипостаси: Хатхор Икен (область, в которую входила Миргисса) и Хатхор Ибшек, количество упоминаний которой значительно превышает Хатхор Икен.

Кроме названных случаев Хатхор Ибшек упоминается в надписи из Куммы (158, с. 16, fig. 68) (датировка неизвестна). Топоним  упоминается также в надписи на одном из погребении Семны, где названа владычица дома Bk nbw (68, с. 100, № 802, MFA 47, 1683). Датировка также неизвестна, но надпись посвящена Хатхор, и, следовательно, в данном случае речь идет, по всей вероятности, о Хатхор Ибшек.

Согласно А. Вейгалу, недалеко от Абу-Симбела находилось поселение Ибшек - центр культа Хатхор (298, с. 128) (см. также (64, 108, прим. 2)). Вместе с тем храм Хатхор владычицы Ибшек был обнаружен в Фарасе (XVIII династия) и это дало серьезные основания предположить, что Ибшек это и есть Фарас (113, с. 88). Надо сказать, что идентификация Ибшек с Абу-Симбелом вызывает некоторое сомнение. Несмотря на наибольшее распространение здесь этой локальной ипостаси Хатхор, следует учесть, что сам район носил административное название Mh и в надписях Нового царства этот топоним не сопровождался знаком города, тогда как Ибшек, судя по детерминативу, обозначает поселение. Топоним 'Αβουγκις, упоминаемый К. Птолемеем, и Boccis - Плинием, на которые указывают Дерош-Ноблькур и Кюнц (62, с. 164), вряд ли могут способствовать раскрытию этой проблемы. Еще К. Зете отмечал фонетическое несоответствие формы "Boccis"и "Ибшек"(указание на это см. (62, с. 164)). Любопытнее другое, Г. фон Мазенбах, проводившая исследование диалекта кунузи нубийского языка, указывает на существование нубийского племени (или рода) Abisko, Abiskoni (190, с. 141), отмечая, что эта часть населения (Volksplitter) больше всего похожа на нубийцев (189, с. 198). Диалект кунузи распространен в районе от Асуна до Вади-эль-Араб (севернее Вади-эс-Себуа) (190, с. 102). Безусловно, современное местонахождение племени Абиско не является основанием для локализации его в древности. Здесь существеннее, видимо, другое. На основании сравнения топонима Ибшек древнеегипетских текстов с данными Г. фон Мазенбах можно сделать вывод о существовании и в древности племени Абиско (Ибшек), почитавших Хатхор. О том, что Абиско (Ибшек) могло быть названием племени свидетельствуют также и имена собственные wibsk, p ibsk, сохранившиеся в Дебоде, Гебел-Доше и Ум-Ашире (62, с. 164;64, с. 108;16, с. 255).

Однако, где же первоначально находился Ибшек? М. Девахтер полагал, что культ Хатхор Ибшек был введен в Куше Сетау, поскольку после Рамсеса II имя этой богини не встречается. Это не представляется убедительным уже хотя бы потому, что культ Хатхор Ибшек известен ранее. Любопытно другое замечание М. Девахтера со ссылкой на Р. Каминоса по поводу блоков времени Тутмосидов, вновь использованных в основании храма в Элефантине, где упоминается "Хатхор Ибшек, находящаяся в Элефантине"(64, с. 107, прим. 4). Аналогичная надпись, как он замечает, есть в Каср-Ибриме, из чего можно заключить, что топоним следовало бы читать "в [Южной] Элефантине", тем более что надпись из Ибрима, содержащая лакуну, позволяет сделать это восстановление. Действительно, данное чтение полностью оправданно, учитывая местное происхождение локальной ипостаси Хатхор Ибшек, - внедрению ее в Элефантину нельзя найти причины. Если же принять предложенное Девахтером восстановление и его указание на повторное использование блоков, то топоним "Ибшек"следует искать в области Нубии, носившей название "Южная Элефантина". Ж. Жодрон путем сопоставления и сличения отдельных обломков с надписями XVIII династии, найденными в Фарасе, считал возможным прочтение некоторых из них "
возлюбленный Анукис, владычицей Южной Элефантины"(98, с. 380). Согласно его мнению, Фарас и есть Южная Элефантина (64, с. 107), а в Фарасе как раз находилось святилище Хатхор Ибшек. Неясно в связи с этим, почему М. Девахтер предпочитает присоединиться к мнению Дерош-Ноблькур и Кюнц о локализации Ибшек в Абу-Симбеле и подвергнуть сомнению локализацию в Фарасе (64, с. 108, прим. 2). Он не приводит доказательств, хотя можно предположить, что основанием послужила частота распространения этой ипостаси в районе Абу-Симбела. Но решающим аргументом при локализации топонима следует считать не частоту распространения (15, с. 127-130), а нахождение соответствующего святилища и надписей, свидетельствующих о почитании локальной ипостаси египетского бога. Учитывая все данные, следует остановиться на предположительной локализации Ибшек в Фарасе на основании указаний на расположение там святилища Хатхор Ибшек.
Не спеши помогать тем, кто не просил тебя об этом. Не лезь с советами, к тем, кто их не спрашивал. Цени себя, свое слово, свои мысли…





Изображение

Аватара пользователя
ЛЕЙХЕН
Site Admin
Сообщения: 4964
Зарегистрирован: Вс май 27, 2018 9:01 am

Re: Хатхор

Сообщение ЛЕЙХЕН » Вс май 27, 2018 12:09 pm

Мероитское царство.

Культ Хатхор существовал в южных областях Мероитского царства. Изображения Хатхор были найдены в Мероэ (263, с. 167), Нага (?) (306, с. 10). Согласно К.X. Призе, в Вад-бан-Нага обнаружена надпись: "Хатхор, владычица подземного мира"(222, с. 1), что свидетельствует о значительном изменении характера египетской богини, объявленной в Куше владычицей мертвых.

В надписях времени Аркамани к Хатхор относится характерный для Исиды эпитет "Первая царская супруга Уннефера"(234, с. 214, t. 83). Она имеет также эпитеты "великая[...] владычица, владычица Филе, глаз Ра, владычица неба, владычица южных чужеземных стран"(234, с. 215). Последний эпитет особенно характерен для Исиды Куша. В надписях Аркамани отмечается характерное для времени XVIII и XIX династий сопоставление Хатхор с локальными ипостасями Хора Северной Нубии: с Хором Бухена (234, с. 242, t. 94), с Хором Баки (234, с. 253, t. 101). Изображена она и с египетским Хором Горизонта (234, с. 275, t. 111). При преемнике Аркамани Адикаламани в Дебоде также почиталась Хатхор как владычица Биге и Филе (232, с. 84, t. 34). Характер и содержание надписей - чисто египетские.

Изображение

В целом, несмотря на малое количество данных, можно предположить, что культ Хатхор в течение рассмотренного периода претерпел в Куше локальные изменения и был воспринят мероитами. Любопытно тем не менее, что в папирусе Бремнер Ринд упоминается лишь Хатхор, владычица Уауат (76, с. 39, стк. 14), что вероятно, было следствием ее широкого распространения в Северной Нубии и более тесных контактов египтян именно с северными районами Куша.

Храмы греко-римского времени.

Хатхор почиталась в Дакке в храме времени Птолемея IV как владычица Биге и Филе (234, с. 155, t. 60а, с. 166, t. 68а). Содержание надписей свидетельствует о том, что Хатхор почиталась как богиня плодородия. Культ Хатхор Филе поддерживался в Дакке при Птолемее IX (232, с. 102, t. 42, с. 112, 121, t. 48а, 48с). Но в надписи Птолемея XIII на Большом пилоне храма Исиды на о-ве Филе о Хатхор впервые говорится как о богине Хент-хен-нофр. Птолемей изображен подносящим Хатхор систры со словами: "Я прихожу к тебе, о владычица Хент-хен-нофр, владычица, госпожа Абатона"
(157, с. 212, Abb. 119). По всей вероятности, появление этой ипостаси Хатхор является отражением легенды о Хатхор-Тефнут, пришедшей из Нубии. Во всяком случае, в надписи Птолемея XIV на этом же пилоне о Хатхор говорится как о богине, которая пришла из Хент-хен-нофр (157, с. 45, Abb. 22). В храме Калабши, заново отстроенном Августом, почитались египетские ипостаси Хатхор Филе и Дендеры (94, с. 220, t. LXXVII В, с. 30, t. VIII) (см. также (94, с. 46, t. XVI А, с. 160-161, t. LII В)).

В Дакке римского времени Хатхор поклонялись как владычице Биге с характерными для нее египетскими эпитетами (234, с. 198, t. 78а, с. 354, t. 140). Те же эпитеты она имеет в храме Дендур римского времени (33, с. 4, 53, 59, t. XXVII, с. 41, 45).

В целом, как уже отмечалось, культ Хатхор претерпел в Куше локальные изменения. В основном об этом можно судить по надписям из Северной Нубии, однако распространение культа Хатхор в южных областях Мероитского царства, и в особенности надпись из Вад-бан-Нага, дают основания предположить, что культ Хатхор был переработан в Мероитской религиозной идеологии. В храмах греко-римского времени в Северной Нубии преобладающее значение получил культ Хатхор Филе, а также ипостаси Хатхор, связанные с синкретическим образом Хатхор-Тефнут, как богини, отправившейся в Нубию.
Не спеши помогать тем, кто не просил тебя об этом. Не лезь с советами, к тем, кто их не спрашивал. Цени себя, свое слово, свои мысли…





Изображение

Аватара пользователя
ЛЕЙХЕН
Site Admin
Сообщения: 4964
Зарегистрирован: Вс май 27, 2018 9:01 am

Re: Хатхор

Сообщение ЛЕЙХЕН » Вс май 27, 2018 12:18 pm

Хатхор – богиня любви и деторождения, музыки и танцев, веселья и радости; ее также почитали как богиню, сотворившую мир, покровительницу женщин и проводницу в мир мертвых. Однако, подобно некоторым другим древним божествам, связанным с планетой Венерой, Хатхор имела и устрашающее обличье. В этом обличье она именовалась Око Ра и изображалась как львиноголовая богиня Сахме. В одном дошедшем до нас тексте, известном под названием Истребление человечества, рассказывается, как Хатхор-Сахме устроила страшную резню, но потом смягчилась и спасла тех, кто еще оставался в живых.

Иеровоам I, первый царь Израильского царства, женатый на египетской принцессе Ано, по-видимому, отождествлял Хатхор с божеством, спасшим евреев во время исхода из Египта. Согласно Иосифу Флавию (Иудейские древности) и Библии (3 Цар 12:28-29), Иеровоам устроил культовые центры в Дане и Вефиле, противопоставив их Иерусалимскому храму. В каждом из них он установил изваяние «золотого тельца» со священной тетраграммой (четырьмя согласными священного имени Бога – JHWH). Народу он объяснил свой поступок так: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской». «Золотые тельцы» – изображения Хатхор.

Изображение

Храм Хатхор в Дендере


Изображение

Древнеегипетская Тентира, столица шестого нома Верхнего Египта, была известна прежде всего как центр культа богини Хатхор. Святилища Хатхор, богини радости и удовольствий, существовали в Дендере с додинастических времен, однако сохранившийся храм Хатхор – произведение греко-римской эпохи, построенное в основном в I в. до н.э. и расширенное римлянами в следующем столетии. Строительство велось с целью утвердить законность власти иноземных правителей Египта, поэтому храм старательно повторяет древнеегипетскиеобразцы.

Дочь солнечного божества Хатхор почиталась египтянами как идеал женственности, материнства, "Золотая госпожа любви". С древнейших времен ей были посвящены бирюза и малахит, а также копи на Синайском полуострове, где добывались эти полудрагоценные камни. Зеленый и голубой были у египтян цветами вечной жизни, которой повелевает дочь Ра. Обитающая в стволе священного дерева сикоморы, богиня дарует жертвенную пищу и священную воду душам усопших, странствующим на пути в иной мир. Только вкусив даров Хатхор, души могут достичь своей цели: испив священной воды, они обретают знание тайн загробного мира, но уже не могут вернуться к своей земной форме. Заботливая мать Хатхор в образе коровы, своего священного животного, шествует по зарослям тростника, указывая путь истины заблудшим душам, питает божественным молоком фараона - своего сына.

Изображение

В гневе милостивая богиня становится беспощадной. Приняв облик львиноголовой Сехмет, она, согласно легенде, беспрестанно преследовала людей, восставших против вселенской гармонии Маат, установленной Ра. Умиротворенная, богиня с триумфом возвратилась из далекой африканской страны Бугем, куда удалилась в гневе. С возвращением Хатхор вселенная вновь вернулась к извечному порядку, а необычайный по силе, но милостивый паводок Нила означал, что Золотая"умиротворилась и согласилась стать супругой бога Хора, повелителя Эдфу. Это событие, происходящее на двадцатый день нового года, стало с тех пор для древних египтян общенациональным праздником.

Схемы комплекса в Дендере.
Изображение

(PlanetWare;путеводитель Rough Guide Панорама со стороны входа в комплекс: слева вдали храм Хатхор, справа – «Дом рождения» римского времени Гипостильный зал Согласно посвятительной надписи, эта часть храма сооружена в эпоху Тиберия, в 34-35 гг. н.э.  Рельефы на стенах запечатлели римских императоров от Августа до Нерона, выказывающих уважение египетским богам. Знаменитый потолок гипостильного зала, заполненный астрономическими изображениями, во многих местах сохранил первоначальные цвета. Это не карта звездного неба, а символическое изображение небесных тел, часов дня и ночи и сфер господства солнца и луны. Хотя из-за Кенской излучины храм ориентирован с севера на юг, а не по привычной оси запад-восток (египетские храмы всегда выходили фасадом на Нил), в росписи потолка сохранено традиционное разделение неба на северную и южную половины.

Изображение

Изображение

Изображение

Гипостиль на рисунках XIX века. Лица на хатхорических капителях изувечены вероятно еще ранними христианами-иконоборцами. Прорисовка хатхорической колонны и астрономического потолка гипостильного зала из Description de l'Egypte. Над центральным проходом изображен ряд летящих грифов и крылатых дисков, которые отделяют левую часть потолка, представляющую южную сторону неба, от правой, посвященной ночи.

Изображение

Изображение

К 2011 году правая часть потолка уже очищена реставраторами от грязи-копоти, в левой ведутся работы.Рассмотрим композиции правой части подробнее. Первый ряд изображений (ближайший к центральному проходу). В первом ряду: справа изображено Око Ра в ладье, у которой помещены фигуры четырнадцати дней убывающей Луны;
в центре – полный лунный диск и поклоняющийся ему бог Тот замыкают последовательность из четырнадцати дней растущей Луны (каждый из них имел свое божество);
слева – изображение Луны в виде Осириса, которого охраняют Исида и Нефтида.

Изображение

Изображение

Изображение

Второй ряд. Третий ряд (у западной стены). В третьем ряду изображен так называемый «линейный зодиак» Дендеры (ср. с зодиакальным кругом потолка восточной молельни на крыше храма). Зодиакальная символика была принесена в Египет римлянами, заимствовавшими ее из Вавилонии. Полоса охвачена изображением Нут, которая рождает солнце на утренней заре (изображен бог восходящего солнца Хепри, жук-скарабей) и проглатывает его на закате (крылатый диск).

Изображение

Изображение

Эллинистическая часть храма Самый ранний правитель, упомянутый на рельефах храма – Птолемей XII (Неос Дионис, он же Авлет). Однако большинство картушей оставлено пустыми – в середине I века до н.э. чехарда властителей привела к тому, что камнерезы не хотели тратить силы на надписи с именами царей, которые могли вскоре лишиться престола;
мастера могли даже не знать, кто правит на данный момент в Александрии. Центральное святилище окружено коридором, открывающим проход в боковые молельни

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Во время празднования Нового года (19 июля) Хатхор отправлялась в свое брачное путешествие в Эдфу. Новогодняя процессия выходила из часовни Хатхор, откуда и сейчас можно подняться по лестнице в небольшое помещение с рельефными изображениями Хатхор, Маат и Исиды. В часовне Трона Ра люк в полу позволяет проникнуть вниз, в одну из крипт храма. Тайные комнаты (крипты)были непременным атрибутом почти всех позднеегипетских храмов, однако чаще всего они не были декорированы рельефами. Рельефы этой крипты выполнены на полосе более качественного камня, чем использован в основной части храма, что позволило мастерам вырезать более тонкие детали.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Так называемое «Место чистоты» или часовня Нового года. Здесь совершались обряды, предшествующиецеремонии воссоединения Хатхор с солнечным диском, которая проводилась на крыше храма. Рельеф на потолке: богиня Нут рождает солнце, сияющее над головой Хатхор.


Изображение

Изображение
Не спеши помогать тем, кто не просил тебя об этом. Не лезь с советами, к тем, кто их не спрашивал. Цени себя, свое слово, свои мысли…





Изображение

Аватара пользователя
ЛЕЙХЕН
Site Admin
Сообщения: 4964
Зарегистрирован: Вс май 27, 2018 9:01 am

Re: Хатхор

Сообщение ЛЕЙХЕН » Вс май 27, 2018 12:44 pm

Молельни на крыше Хотя молельни на крыше существовали в большинстве храмов, лишь в храме Дендеры они сохранились до наших дней. Лестницы На стенах лестниц изображена новогодняя процессия, во время которой статую Хатхор в открытом ковчеге выносили наверх, где она ждала рассвета. Лучи солнца, касаясь статуи, оживляли ба (душу) Хатхор для нового годового цикла.

Левая от входа лестница – прямая.
Вторая лестница – винтовая

Изображение

Прорисовка одного из рельефов на стене винтовой лестницы, выполненная Лепсиусом.

Изображение

Изображение

Крыша План второго этажа.  В западной молельне (верхняя на чертеже, рядом с винтовой лестницей) сохранились рельефы осирического цикла, на потолке восточной находится копия Дендерского задиакального круга. Выход на крушу по прямой лестнице.  Слева – солнечный киоск, справа – вход в восточную молельню.

Изображение

Слева – солнечный киоск, справа – вход в восточную молельню. Киоск, в котором справлялись ритуалы встречи богини Хатхор с солнечным диском. На самый верх крыши проход закрыт.  Крыша известна своим «величественным видом на храмовый комплекс и окрестности» и надписями, оставленные французскими солдатами в 1799 году: среди них есть имена командующего Дезэ и художника Денона, который, находясь в Дендере, продолжал делать зарисовки перед лицом наступающих мамлюков;когда у него кончились грифели, он делал свинцовые карандаши из пуль.

Изображение

Изображение

Молельни
Западная молельня с осирическими рельефами.   Исида и Нефтида оплакивают Осириса, Осирис проходит сквозь врата подземного мира, Осирис оплодотворяет Исиду, изображенную в виде парящей хищной птицы.

Изображение

Изображение

Изображение

Потолок западной молельни.

Изображение

Центральная часть потолка восточной молельни.

Изображение

Слева видна часть гипсовой копии знаменитого Дендерского зодиакального круга. Рельефы из Дендеры попали в центр внимания европейцев сразу после экспедиции Наполеона и подробных прорисовок в Description de l'Egypte. Оригинал зодиака вывезен во Францию в 1820 году и сейчас хранится в Лувре.
Не спеши помогать тем, кто не просил тебя об этом. Не лезь с советами, к тем, кто их не спрашивал. Цени себя, свое слово, свои мысли…





Изображение

Аватара пользователя
ЛЕЙХЕН
Site Admin
Сообщения: 4964
Зарегистрирован: Вс май 27, 2018 9:01 am

Re: Хатхор

Сообщение ЛЕЙХЕН » Вс май 27, 2018 12:46 pm

Не спеши помогать тем, кто не просил тебя об этом. Не лезь с советами, к тем, кто их не спрашивал. Цени себя, свое слово, свои мысли…





Изображение

Ответить

Вернуться в «Богиня ХАТХОР»